Пользователи российской соцсети «Панч» потеряют доступ к своему контенту Созданная при поддержке «Сберинтертеймент» соцсеть «Панч» закрылась, а Chipz была переименована. Несмотря на остановку работы ряда зарубежных платформ, пока только у «ВК» получается развивать популярные российские проекты

В среду, 31 января, завершился срок, когда пользователи могли выгрузить свой контент из социальной сети «Панч», которая за две недели до этого объявила о закрытии и попросила скачать видеоролики.
Летом 2022 года стало известно, что «Сбер» тестирует две соцсети— аналог TikTok под названием Chipz и «Панч» для создания и продвижения музыки. Разработкой проектов занялась компания ESN (ООО «ЕСН»), которая принадлежала «Сберинтертейменту». Как тогда рассказывала сооснователь ESN Галина Дегтярева, среди других создателей компании были выходцы из «Яндекса» Дмитрий Ушанов и Виталий Григораш, а также Александр Самборский и Борис Малеев из «Газпром-Медиа».
В «Панче» можно было создавать свою музыку с помощью готовых битов, аудиоэффектов и нейросети, которая генерировала тексты песен на основе нескольких слов. Как рассказывала Дегтярева, сервис должен был стать первой в России платформой, где музыкальный пользовательский контент проходит путь от создания до дистрибуции, стать и музыкальной студией, и реалити-шоу.
Но в середине января на сайте «Панч» появилось объявление о заморозке проекта. «На текущем рынке видеоплатформ очень трудно оставаться независимым проектом. Несмотря на постоянный рост авторов и количества контента, нам было непросто масштабировать зрителей. Рост замедлился— и это предопределило судьбу проекта»,— объяснялись причины в сообщении. В нем отмечалось, что после 31 января серверы, на которых располагался проект, прекратят работу, а контент скоро перестанет быть доступен в приложении и на сайте.
Представитель «Сберинтертеймент» рассказал, что компания вышла из состава участников ЕСН в середине 2022 года. На тот момент проект «Панч» находился на стадии MVP (minimum viable product— минимально жизнеспособный продукт.— РБК). РБК направил запрос Галине Дегтяревой.
Сколько было пользователей у «Панч», как и финансовые показатели соцсети, неизвестно.
Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры Operational Еxcellence: как добиться совершенства в бизнес-процессах Как работать меньше и повысить продуктивность: 4 совета Дэвид Де Кремер: «Подумайте, прежде чем ставить руководителя в копию» Ловушка когнитивных искажений: как из нее выбраться руководителю Как эффективно провести стратегическую сессию Хорошие связи: на какие стили можно разложить нетворкинг «Анти-тайм-менеджмент»: как научиться все успевать Руководитель, от которого не уходят: как заслужить лояльность подчиненных Восемь признаков, которые выдают уверенного в себе человека Если вы устали, дауншифтинг — не выход. Как сохранить карьеру Какие хитрости легендарных мошенников пригодятся вам во время переговоров Бизнес-коуч Мэтт Абрахамс: не пытайтесь выступать «правильно»
Что стало с Chipz
Chipz разрабатывался как видеомессенджер, где видео должно было стать не формой продвижения, а форматом общения нового поколения, знакомства пользователей друг с другом. С TikTok этот сервис объединяют вертикальные видео и камера. Осенью 2023 года ESN зарегистрировала товарный знак «Спич». Судя по комментариям App Store, это переименованное приложение Chipz.
Согласно последним доступным данным в Rusprofile, в 2022 году выручка ЕСН составила 29 млн руб., а чистый убыток— 861 млн руб.
Как в России развиваются соцсети
После начала специальной военной операции на Украине в России приостановил работу ряд популярных соцсетей, в том числе китайская соцсеть коротких вертикальных видео TikTok. У пользователей сохранилась лишь возможность просматривать уже имеющиеся на площадке ролики. В начале этого года некоторая аудитория в России получила доступ к публикации и просмотру нового контента, но весь функционал по-прежнему недоступен. В марте 2022 года в России признали экстремистской Meta Platforms, а принадлежащие ей Facebook и Instagram заблокировали.
Существовавшие до февраля 2022 года в России соцсети посчитали, что получили новый импульс к развитию, и начали рекламные кампании. Также начали появляться новые проекты, но однозначно успешных среди отечественных проектов пока нет.
Развивавшаяся с 2020 года соцсеть ЯRUS, которая позиционировала себя как альтернативу заблокированным в России Facebook и Instagram, в середине 2023 года объявила о закрытии. «Чтобы ЯRUS состоялась, требовалось большое количество инвестиций, и мы нашли финансирование в России. Из-за политической ситуации поддержка проекта приостановлена. Мы находимся в поиске новых инвесторов»,— говорилось в сообщении этого проекта.
Еще до начала спецоперации на Украине, осенью 2021 года, холдинг «Газпром-Медиа» представил Yappy— российское приложение для просмотра и создания коротких роликов длительностью до 15 и 60 секунд. В марте 2023 года в сервисе появилась монетизация. На февраль 2023 года, по собственным данным, Yappy имел 11 млн ежемесячных активных пользователей и более 2 млн активных авторов в России, Армении, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, Молдавии, Киргизии и Таджикистане. Для сравнения: месячный охват российских пользователей у TikTok в феврале 2023 года составлял 68 млн, по данным Mediascope, а в январе 2022 года— 65,8 млн человек.
В случае со всеми «убийцами» зарубежных соцсетей действует одно правило— нет контента, нет и пользователей, отметил директор «Института исследований интернета» Карен Казарян. И если все, что может предложить российский сервис,— «отечественность», при доступности оригинального сервиса шансов выжить у него нет, считает Казарян.
По мнению основателя Liveinternet Германа Клименко, «без полного изгнания зарубежного конкурента» российские аналоги популярных соцсетей не смогут добиться какого-то результата. «TikTok хотя и приостановил работу в России, все равно функционирует, аудитория жива. Если мы хотим повторить функционал зарубежной соцсети, надо повторить ее сервис, предложить пользователям продукт класса люкс. Это колоссальные деньги»,— указал он, оговорившись, что такая работа под силу холдингам уровня «Яндекса» или «ВК».
Основные проекты «ВК»— соцсети «ВКонтакте» и «Одноклассники»— хотя и создавались как аналоги зарубежных соцсетей, входили в топ наиболее популярных в России как до марта 2022 года, так и сейчас. Но в сегменте видеосервисов лидером остается принадлежащий американской Google YouTube.
Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram
РБК в Telegram
На связи с проверенными новостями
GPT начнет общаться с пользователями «Госуслуг». Подробности
Как проходят массовые протесты фермеров в Брюсселе. Видео
Самые популярные места отдыха у россиян в 2023 году. Инфографика
Залужный на фоне слухов об отставке написал колонку для CNN. Краткое содержание
Эксклюзив: Цены на билеты в кино достигли пика со времен «пандемийной аномалии
Эксклюзив: Организатор концертов «Би-2» раскрыл обстоятельства депортации
Adidas недосчитался доходов на €1 млрд. При чем здесь президент Аргентины
АвтоВАЗ объявил о скидках на все модификации Lada Vesta
В каких городах России жилье подорожало сильнее всего в январе. Таблица
Спрос на золото на высоком уровне. Сколько слитков купили россияне в 2023 году
Авторы Теги
Комментарии закрыты.